Катастрофическое явление на рынке грузовых перевозок в начале 2015 года и его основные причины.
В начале 2015 год рынок грузовых перевозок России претерпел ряд потрясений. Так согласно статистическим данным автомобильный транспорт в отличие от всех отраслей экономики первые два месяца работы закончил с отрицательным сальдом. Убытки составили 7,3 млрд. рублей. Именно тогда для грузоперевозок Северо-Западной части Российской Федерации стало характерно катастрофическая направленность, которая немного смягчилась.
Среди основных причин проблем автотранспортного рынка в 2015 году можно выделить политическую ситуацию, для которой характерно введение запрета на экспорт товаров в Россию из стран Европейского Союза и США, и девальвацию рубля, связанную с сокращением импорта товаров.
Особенно это существенно отразилось на северо-западном участке рынка автотранспорта, который связан с международными грузоперевозками. Поток грузоперевозок фурой из Финляндии сократился на 40 %. Такие тенденции привели к снижению объемов заказов более чем в два раза.
Поиски решений из сложившейся негативной ситуации.
Середина 2015 года характерна улучшением ситуации. Поставщиками были заключены контракты на поставку продуктов и товаров из стран, которые не попали под действие санкций. Импорт грузоперевозок начал расти, и к концу года показатель падения объёма международных перевозок по Северо-Западному округу достиг 25 %.
Уменьшение договоров на перевозки в страны Европы подтолкнул компании искать новых поставщиков и клиентов. Но эту проблему решить было не так-то и просто. Все усилия руководства ассоциации международных автомобильных перевозок были направлены на расширение контейнерных перевозок из портов Петербурга и Усть-Луги в Казахстан. Но такое решение не принесло должных успехов, несмотря на снижение стоимости за услуги перевозок.
Отмена льгот на таможенные платежи.
В мае 2015 грузоперевозчики столкнулись еще с одной проблемой. В этом месяце утратило силу постановление правительство России о предоставлении транспортным компаниям отсрочки по таможенным платежам на импорт грузового автотранспорта, которые участвовали в международных перевозках и были приобретены за границей. Среди членов АСМАП этим правом воспользовались около 10 % владельцев автотранспорта. Приобретать технику за границей было намного выгоднее, чем через посредников, которые увеличивали стоимость на величину таможенных пошлин. Но в основном грузовой автотранспорт был отечественного производства либо в случае его приобретения за границей оплачивался полностью при ввозе.
После отмены льгот более половины владельцев автотранспорта уплатили таможенные пошлины в полном размере. Другая половина продала грузовые авто за границу или разорвали договора с лизинговым компаниям. Все это привело к сокращению автомобильного парка северо-западного региона России на 5%. Но это не оказало существенного влияния на автомобильный рынок из-за снижения спроса на перевозки.
Проблема расчетов с грузоперевозчиками.
Наряду с уменьшением заказов на грузовые перевозки с гидролифтом грузовладельцы в 2015 году испытывали существенную задержку платежей от грузовладельцев за оказанные услуги. В среднем эта задержка составляла два месяца, в некоторых случаях и три месяца. Главной причиной невыполнения обязательств перед грузоперевозчиками стал дефицит оборотных средств, отсутствие возможности кредитования из-за продолжающейся девальвации рубля. Рост цен на импортные товары в незначительной мере перекрывал расходы грузовладельцев.
Такая тенденция неплатежей сохранилась и на сегодняшний день, не произошло и снижение их сроков. Увеличение кредитных ставок и продолжающаяся девальвация отечественной валюты отрицательно повлияли на экономику грузоперевозок.
Увеличение стоимости лизинговых операций.
Одним из факторов снижения грузоперевозок стал рост цен лизинговых операций. Российские производители автомобильной техники не имеют возможность обслуживать свои машины на территории европейских государств. Все это вынуждает грузоперевозчиков приобретать технику за границей или, что чаще всего происходит, приобретать ее в лизинг. Такая операция находится в прямой зависимости от стоимости автотранспорта, которая выражена в иностранной валюте. Таким образом, лизинговый платеж полностью зависим от курса рубля.
Основные показатели рынка грузоперевозок к середине 2015 года.
Снижение объемов поставок, задержка платежей за оказанные услуги, увеличение процентных ставок на рынке кредитования привело к ухудшению финансового положения многих грузоперевозчиков. Для многих компаний стало невозможным не только приобретать новые автомобили, но и своевременно погашать лизинговые платежи. Эти проблемы привели к росту убыточных транспортных компаний и заметному снижению количества прибыльных.
В мае 2015 года их АСМАП вышло около 40 компаний. Одни из них обанкротились, другие отказались от международных перевозок. Во многих оставшихся компаниях произошло сокращение персонала и объемов перевозок на 15%.
Положительной тенденцией в существующей проблеме девальвации рубля стал экспорт автомобильных шин, выпускаемых компанией Nokian Tyres во Всеволожске. Однако из-за малых объемов это событие существенно не повлияло на ситуацию на автомобильном рынке.
Сущность и положительные стороны в системе «Платон».
Система «Платон» разрабатывалось с целью сбора платы за проезд грузовых автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн по федеральным дорогам. На сегодняшний день эта система работает без сбоев. Грузоперевозчики члены АСМАП обеспечены бортовыми приборами слежения.
Главной проблемой остается наличие авансовых платежей за право проезда по дорогам. Как показала практика, эти суммы достигают порядка 10 тысяч рублей за единицу автотехники. В итоге крупные компании вынуждены ежемесячно тратить более одного миллиона рублей. При отсутствии свободных оборотных средств такую сумму найти не просто.
Однако размер авансовых платежей не существенно влияет на себестоимость перевозок по сравнению с существующими проблемами транспортных компаний.
Одной из главных проблем на сегодняшний момент остается проблема обновления подвижного состава.
|