Сущность предрейсового технического осмотра
Становление и дальнейшее развитие рынка логистических слуг привело к появлению большого количества транспортных компаний. Сегодня их услуги востребованы в разных торгово-производственных сферах экономики.
Ответственность за качественную и безопасную доставку грузов и пассажиров берет на себя транспортное предприятие, которое обязано проводить предрейсовый технический осмотр автопарка перед выездом. Такая процедура обеспечивает безопасность всем участникам на дороге, предотвращает возможную автокатастрофу по причине технической неисправности автомобильной и грузовой техники. При этом компания не понесет убытки из-за простоя и ремонта автотранспорта после аварии.
Предрейсовый осмотр является обязательным условием перед каждым выездом автотранспорта по маршруту. Его проведение регулируется определенными нормативно-правовыми источниками: межотраслевыми правилами по охране труда в автомобильной отрасли, законом о безопасности дорожного движения, и соответствующими приказами, разработанными в Министерстве транспорта.
Законодательными актами закрепляется обязанность всем предприятиям независимо от формы собственности (частное, индивидуальное, коллективное или государственное), деятельность которых связана с транспортными перевозками, обеспечить профессиональный техосмотр подвижного состава согласно требованиям стандарта.
Нововведения в предрейсовых осмотрах транспортной техники
С 25 декабря 2017 года начинают действовать новые правила предрейсового осмотра транспортного средства, основные постулаты которых изложены в новом приказе под № 141, разработанном в Министерстве транспорта России.
Новые правила регламентируют проведение проверки исправности агрегатов и механизмов автотранспортных средств перед выездом на линию, их пригодности к выполнению транспортной работы. Они исключат появление на дорогах технически неисправных легковых и грузовых машин.
Ответственность за несоблюдение основных требований законодательства возлагается не только на руководство транспортного предприятия и конкретного водителя, но и сотрудника, ответственного за техническое состояние автомобилей и техники. Таким образом, при возникновении аварии по причине технической неисправности автотранспорта ответственность будет нести и лицо, отвечающее за выпуск автомобилей на линию.
Новый приказ распространяется не только на руководителей предприятия, деятельность которых связана с коммерческими перевозками, но и на предпринимателей и юридических лиц, занятых легковыми пассажирскими перевозками.
Набирает юридической силы по истечению 180 дней после публикации в официальных источниках.
Особенности организации предрейсового осмотра
Основные нормы организации и оформления техосмотра перед рейсом.
1.Работник компании, на которого возложены обязанности проверки исправности транспортных средств перед выездом, обязан иметь требуемую квалификацию и отличаться высоким профессионализмом. Он должен знать виды неисправностей, средства и методы проверки, а также уметь обращаться с компьютерными диагностирующимися системами.
2.Контроль включает анализ работоспособности и состояния основных узлов и агрегатов техники, от которых зависит безопасность при движении на дорогах. Перечень основных элементов, требующих обязательного контроля, закреплен в новом приказе и предусматривает:
- исправность тормозной системы;
- исправность рулевого управления;
- проверку способности стеклоочистителей качественно выполнять поставленную задачу: очищать стекло автомобиля от загрязнений и воды;
- исправность устройства для подачи звуковых сигналов;
- в случае установки тахографа и оборудования спутниковой сигнализации проверку их работоспособности;
- исправность фиксаторов подушки и спинки на водительском сиденье;
- анализ качества работы системы обдува и обогрева стекол;
- проверку качества состояния колес и шин;
- обследование состояния фаркопа и страховочных тросов, предназначенных для буксировки;
- контроль исправности замков дверей и кабины.
В случае выявления поломок и дефектов, которые не позволяют в дальнейшем использовать данное транспортное средство, по указанию контролера его направляют на ремонтную площадку для устранения неисправностей.
3.Наряду с проверкой работоспособности основных элементов автотранспортного средства автомеханик-контролер перед выпуском транспорта в рейс осуществляет:
- осмотр панели приборов, когда включение отдельных значков может свидетельствовать о неисправностях техники;
- проверку качества обзорности со стороны водительского места и в зеркало заднего вида;
- осмотр элементов пассивной безопасности: заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики:
- проверку наличия аптечки, огнетушителя, стояночных упоров и знака аварийной остановки;
- обследование технического состояния ремней безопасности и подголовников;
- осмотр оснащенности транспортного средства комплектами приборов световой сигнализации, количество и расположение которых строго регламентировано.
4.Если вверенное транспортное средство перед выездом на линию прошло техническую проверку, при этом неисправность не обнаружена и нет причин, которые не позволили бы приступить к выполнению пассажирских и грузовых услуг, необходимо правильно оформить путевой лист.
Принятие решения о выпуске транспортной техники на линию берет на себя работник компании, который имеет право осуществлять квалифицированный техосмотр. Контролер делает соответствующую пометку в путевом листе, тем самым подтверждая прохождение технического осмотра и отсутствие неисправностей в вверенной ему технике.
Отметка о технической исправности проставляется в путевом листе и заверяется подписью автомеханика-контролера с указанием времени и даты прохождения. Она дает возможность водителю транспортного средства выехать в рейс для выполнения поставленной задачи. Отсутствие на путевом листе подписи контролера запрещает водителю поездку по установленному маршруту. Нарушение этого требования предусматривает административное наказание.
Юридическая ответственность за несоблюдение правил технического осмотра
Выпуск транспортного средства на линию без проведения осмотра его исправности и работоспособности является административным правонарушением, что законодательно закреплено в статье 12.31.1 Кодекса об административных правонарушениях.
Основные показатели административных штрафов, которые налагаются при несоблюдении правил безопасности при предоставлении пассажирских и грузовых услуг.
1.Если во время проверки качества перевозок будет выявлено несоответствие уровня
подготовки водителя профессиональным и квалификационным требованиям,
ответственные лица транспортной компании подвергаются штрафу, размер которого составляет 20 тысяч рублей. Для предприятия сумма штрафа значительно возрастет и составит 100 тысяч рублей.
2.Предоставление транспортных услуг при отсутствующей в путевом листе записи, которая свидетельствует о прохождении водителем перед рабочей поездкой медицинского осмотра, чревато наложением административного штрафа на трех виновников: непосредственно на водителя, а также руководителя организации и самого юридического лица. Размер штрафа составляет соответственно 3 тысячи, 5 тысяч и 30 тысяч рублей.
3.Предоставление транспортных услуг по доставке пассажиров и груза с нарушением требований, которые заключаются в проведении обязательного осмотра технического состояния автотранспортного средства непосредственно перед выездом его на маршрут, приводит к дополнительным взысканиям в виде административного штрафа. Для граждан он составляет 3 тысячи рублей. Для руководителя предприятия этот показатель вырастает до 5 тысяч рублей, а для юридических лиц – до 30 тысяч рублей.
4.Если пассажирские перевозки оказаны с нарушением законодательно утвержденных норм и правил, призванных обеспечить безопасность пассажиров и грузов в особых условиях, денежное взыскание выписывается непосредственно водителю и составляет 2,5 тысячи рублей, а также руководителю предприятия и фирме или компании в размере соответственно 20 тысяч и 100 тысяч рублей.
5.Выезд автотранспортной техники по маршруту без прохождения водителем соответствующего инструктажа приведет к дополнительным расходам в виде административного штрафа на руководителя предприятия в размере 10 тысяч рублей. Оштрафуют и юридическое лицо, выписав предписание на сумму в 30 тысяч рублей.
|