Вопрос о транспортном налоге снова на повестке Госдумы
Проект закона об отмене транспортного налога вновь внесен в Нижнюю палату парламента. Поддержат ли депутаты эту затею, пока неизвестно.
Законодательная инициатива исходит от фракции «Справедливая Россия». В тексте закона учтены все пункты из Налогового кодекса, которые утратили силу.
Данный законопроект вносится фракцией в Государственную думу не впервые. Прошлым летом «Справедливая Россия» также попыталась протолкнуть законодательную инициативу, но депутаты ее не приняли.
Кому нужна отмена налога на транспорт?
Обоснование отмены налога на транспорт приводится в пояснительной записке. В пользу законопроекта авторы приводят такие аргументы:
- Неэффективность. Комитет палаты по вопросам транспорта информирует, что собираемость налога едва достигает 50%.
- Необходимость финансирования дорожной инфраструктуры из иных ресурсов. К примеру, из реализации топлива в бюджет приходит по 9 рублей с литра.
- Гражданское общество поддерживает проект. Федерацией автовладельцев собрано свыше 100 тысячи подписей в пользу законопроекта.
- Поддержка президента России и ряда чиновников, согласие профильного ведомства, коим является Минтранс России.
По мнению авторов проекта закона, его принятие позволит избежать чрезмерного обложения простых граждан, значительно повысить качество дорожной инфраструктуры посредством повышения собираемости налогов. Покрывать издержки бюджета из-за упразднения налога они предлагают включением выпавших доходов в цену акциза на горючее.
Таким образом, «водитель платит, пока едет». Таково мнение составителей проекта закона. Тем более уже имеется положительный опыт, успешно примененный в Китае.
По мнению Сергея Миронова, россияне за содержание дорожной инфраструктуры платят дважды. Это происходит, когда они платят сам налог, и еще раз, когда производят заправку на АЗС. Вдобавок перевозчики грузов платят еще, оплачивая право на проезд по магистральным дорогам.
Правительство против. С чего бы это?
Еще в 2012 году с законодательной инициативой об упразднении налога на транспорт выступил Владимир Жириновский. Ее поддержал Путин, в то время эта идея была весьма популярна. В том же году президент рекомендовал отменить налог на все виды автотранспорта, а через 3 года – только для грузовых автомобилей. Но правительство не поддержало оба предложения.
В феврале 2016 года Кабинет министров информировал, что полное упразднение налога на транспорт может нанести федеральному бюджету ущерб, который оценивается в 146 млрд. рублей. Это в то время, когда не определены ресурсы, которые могли бы восполнить такой дефицит.
В противовес законодательной инициативе Правительство внесло предложение о налоговом вычете только для больших авто. Эта инициатива нашла отклик у депутатов, и вычет производился до нынешнего года.
Сегодняшняя действительность такова, что повышение акциза на горючее не может стать оптимальным выходом из положения, так как и без этого цена на топливо выросла ощутимо. А правило «водитель платит, пока едет» больно ударит по всем коммерческим перевозчикам без исключения.
Ежегодные пробеги большегрузных автомобилей намного больше, чем у легковых авто, поэтому рост затрат для них будет весьма серьезным. Это чревато скачкообразным повышением цен на все виды продукции без исключения, что неприятно скажется и на перевозчиках, и на потребителях. Об этом сообщили в Минфине летом прошлого года. Все эти факторы заставляют усомниться в успехе предложенной депутатами «Справедливой России» законопроекта.