Россия и Китай разрабатывают единые стандарты по цифровому взаимодействию в контроле автогрузоперевозок. 7 марта 2019 года начались испытания новой системы навигационного и информационного сопровождения транспортных средств. Тестовый режим с применением спутниковых систем ГЛОНАСС и "Бэйдоу" продлится по 31 мая 2019 года.
11 марта 2019 года информация о практической отработке мониторинга появилась в базе данных ИНВЕСТРФ. В единой системе контроля, созданной в результате концессионного соглашения, будут задействованы возможности системы "Платон."
Условия и значение нового соглашения
Участники тестовых автогрузоперевозок смогут получить бортовые навигационные устройства безвозмездно. Данные о маршрутах перевозчиков будут поступать в систему российско-китайского обмена навигационной информацией.
Новый проект реализуется в рамках Межправительственного соглашения, которое подписали 8 июня 2018 года представители обеих стран, "О международном автомобильном сообщении." Согласно этим договоренностям, непременным условием российско-китайского транзита грузов является установка бортового оборудования мониторинга ГЛОНАСС и "Бэйдоу". Это условие вступает в силу 17 сентября 2019 года.
Китай будет иметь доступ к сведениям о перемещениях российского транспорта по своим дорогам. Маршруты китайских перевозчиков будут автоматически отслеживаться российскими операторами. Новое оборудование создает оптимальные условия для использования российско-китайских транспортных систем, сформирует безопасное пространство для перевозчиков обеих стран. В результате соглашения перевозчики России получили эксклюзивное право свободного перемещения по Китайской Народной Республике.
Единое информационная сеть играет важную роль в цифровизации международных перевозок и обретении Россией статуса ведущего транзитного оператора между европейскими странами и Азией. Инфраструктура объединенной системы позволяет официальным структурам России и Китая получать юридически подтвержденную информацию о перемещениях транспорта. После диагностики и запуска системы доступ к информации появится у перевозчиков. Такое отслеживание маршрутов -- основа популярности, безопасности и транспарентности транзитных автогрузоперевозок по российской территории.
Испытания комплекса
В испытаниях новой системы участвуют 80 автомобилей с каждой стороны, (60 грузовиков и 20 автобусов). Маршруты всех участников пролегают через контрольные зоны Краскино-Хуньчунь, Полтавка-Дуннин. Ведущими операторами нового комплекса слежения являются сотрудники компании «РТ-Инвест Транспортные Системы». Специалисты фирмы выполняют все работы на добровольной основе, поэтому испытания в тестовом режиме не требуют федерального финансирования.
Новый российско-китайский договор привел к отмене от принятого раньше маршрутного принципа, согласно которому все передвижения транспорта были ограничены приграничными регионами и предварительно согласованными пунктами.
Благодаря новым правилам возможны все виды поставки, например, "от двери до двери," из российского региона в китайский населенный пункт и наоборот. Могут применяться различные виды транспорта, например, такие, как машина с гидробортом.
По оптимистичным прогнозам "ТрансМегаполис," нововведения станут причиной увеличения грузооборота в несколько раз и сокращению сроков поставок. Национальные операторы не потеряют позиций на внутренних рынках благодаря полному запрету каботажных перевозок.
Как развивается система "Платон"
Система контроля "Платон" используется с 2014 года, после заключения концессионных соглашений между Федеральным дорожным агенством и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». 27 июня 2018 года количество зарегистрированных автомобилей превысило один миллион транспортных средств. Юбилейным участником стал большегруз из Московской области. В течение 2018 года к участникам "Платона" присоединились более 100 тысяч грузоперевозчиков, а общее количество владельцев увеличилось до 452 тысяч. Прирост зарегистрированных автомобилей составил более 180 тысяч единиц.
Благодаря использованию системы "Платон" на ремонт дорожного покрытия и мостов собрано более 66.2 миллиардов рублей, в том числе 23.5 миллиарда рублей -- в 2018 году. Эти средства были израсходованы на ремонт 2000 километров автодорог, в частности, федеральной трассы Кострома-Пермь Р-243. Часть суммы потрачена на строительство и реконструкцию 31 моста.
В 2018 году открыли новый мост через Волгу, расположенный рядом с подмосковной Дубной. Строительство моста финансировалось из федерального бюджета, источником являлись средства, полученные от системы "Платон." Проект сооружения был одобрен Владимиром Путиным и является крупнейшим в России по масштабам строительства. Общая протяженность составила два километра, в том числе пролеты моста -- 1.2 км. Максимальная пропускная способность превышает 24 тысячи автомобилей в сутки.
Благодаря высокой расчетной скорости движения -- 80 километров в час -- мост улучшит ситуацию с трафиком в Дубне, повысит доступность объектов Центрального региона. Строительство современного моста стало частью стратегического плана развития особой экономической зоны в Дубне. В 2018 году дубненская ОЭЗ заняла первое место по инвестиционной активности в РФ.