В министерстве транспорта сформирован коллектив, который будет заниматься разработкой проекта автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК). В число группы вошли участники, представляющие интересы крупных логистических компаний и пр.
В задачу группы входит создание предложений по разработке и эксплуатации АСВГК.
АСВГК - что это?
В составе коллектива, кроме транспортных предприятий и грузоотправителей федерального значения. Присутствуют и представители контролирующих органов, предприятий, занятых дорожным строительством, профессиональных и экспертных союзов. Все 45 человек.
Министерство проводит обсуждение деталей будущего комплекса с предпринимателями. Предприниматели представили набор пожеланий, учтенных при выработке документа, в котором утвержден порядок весового и габаритного контроля.
На основании внесенных предложений в приказ были внесены существенные изменения, которые нормируют:
Закрепление неточности замеров, они всегда учитываются в пользу перевозчика. Оперативное доведение до владельцев транспортных средства о закрепленном нарушении с использованием СМС или push сообщений. Длительность испытательного периода использования АСВГК три месяца. Сообщения о нарушениях будут передаваться в адрес владельца ТС, но штрафные санкции применяться не будут. Между тем, остался еще один вопрос, который пока не нашел решения, как может быть оспорено закрепленное нарушение.
Отдельные перевозчики говорят об оснащении всех пунктов АСВКГ контрольными стационарными весами, на которых можно будет выполнить контрольное взвешивание. Но такое решение потребует серьезных денежных вложений. И в итоге приведет к росту стоимости проекта в целом.
Более приемлемым вариантом можно считать следующий — монтаж коммерческих весов на складах и логистических центрах. Если информация, полученная при помощи этих весов будет иметь юридическое значение, то будет можно применять для опротестования санкций, сформированных в автоматических рамках.
Что думают трнспортники?
В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), выразили удовлетворение тем, что в коллектив введены члены заинтересованных организаций, например, ФТС (Федеральная Таможенная Служба), от нее задействовано 4 специалиста. В АСМАП сочли этот факт положительным. Дело в том, проблема весогабаритного контроля при прохождении таможенной границы не отрегулирован и это беспокоит перевозчиков
В АСМАП будут пристально следить за эффективностью работой группы.
В союзе экспертов в области транспорта и логистики (СЭЛ) положительно оценивают формирование рабочего коллектива. В частности, исполнительный директор О. Федоткина говорит о том, работа системы весогабаритного контроля должна отличаться прозрачностью и открытостью, проектирование и эксплуатация должна проходить с учетом позиций участников рынка. Кроме этого, требуется обеспечить надзор за работой системы как на дорогах федерального значения, так и местного. Это гарантирует нормальное функционирование таких компаний, как ТрансМегаполис.
Специалисты, работающие в СЭЛ, предлагают внести в повестку заседания рабочего коллектив такие вопросы:
Разработка общих правил и норм по отношению к АСВГК, контроль за их исполнением возложить на Минтранс. Разработать регламент процесса опротестования штрафных санкций с применением коммерческих весовых устройств. Реализация программы опытных испытаний системы для детализации требований к АСВГК и доведение процедуры опротестовывания. Проектирование испытательного периода с понятными условиями длительности и показателей эффективности. Передача в Ространснадзор прав по осуществлению деятельности АСВГК. Это позволит проходить транспорту по всем регионам РФ. Пересматривание порядка определения штрафов. То есть штрафы должны соответствовать нарушению. Усовершенствование отдельных правовых актов.
Кстати, СЭЛ поддерживает мысль применения коммерческих весов.
Там говорят о том, чтобы предоставить возможность коммерсантам опротестовывать вынесенные штрафные санкции с использованием информации, полученной от коммерческих весов, требуется придать ей определенный юридический статус.
Зачем она нужна?
Но не все транспортники настроены столь оптимистично, представители Сибирской Ассоциации перевозчиков считают, что в Минтрансе до сих пор не прислушиваются к мнениям, исходящим от транспортного сообщества. Руководитель этой организации В. Трунаев считает, что ключевая задача системы - обеспечение сохранности дорог. В странах Европейского союза такие системы предупреждают выезд на трассы перегруженного транспорта или машин с гидробортом. В нашей стране такая система будет заниматься взиманием штрафов, но при этом не останавливая движение перегруженных грузовиков.
Специалисты из Росавтодора уверены в том, что урон, который наносят машины дорогам исчисляется триллионами рублей. В. Трунаев уверен, что перегруженные грузовые машины нужно не подвергать штрафным санкциям, а не выпускать на трассы федерального и муниципального значения.
Применение коммерческих весов руководитель Сибирской ассоциации считает не совершенным решением задачи, но все же решением.
Он говорит о том, что в этом Минтранс пошел на встречу. Их использование позволит провести взвешивание, выяснить, что никакого перегруза нет. Взять сертификат, опломбировать груз. Таким образом будет получено доказательство того, что грузовик вышел на трассу без нарушений. Но на самом деле, при совершении резкого, например, экстренного торможения, может переместится груз и в итоге будет установлено нарушение. То есть можно будет заказать фуру и сразу проверить ее готовность к рейсу.
Транспортники этот план по-разному и готовность Министерства транспорта к диалогу. Но тем не менее, перевозчики уверены, применение коммерческих весов, информация с будет иметь юридическую силу, то скорее всего это поможет устранить проблему необоснованных штрафных санкций.
Может ли все это осуществится мы сможем узнать скоро - начало функционирования системы запланировано на 2020 г.